8 (423) 245-04-29
dvrb2014@mail.ru
dvrb.auctions@mail.ru
Динамика
цен на рыбопродукцию
Объем совершенных сделок
Цена, руб.
Подробнее >

26 марта состоялось выступление Лелюхина Сергея Егоровича на парламентских слушаниях в Госдуме

26 марта состоялось выступление Лелюхина Сергея Егоровича на парламентских слушаниях в Госдуме на тему «Совершенствование законодательного регулирования в сфере международной деятельности с целью расширения сырьевой базы рыбохозяйственной отрасли и реализации стратегии импортозамещения».

26 марта выступил на парламентских слушаниях Лелюхин Сергей Егорович – президент Ассоциации разработчиков,производителейи поставщиков рыбоперерабатывающих комплексов и оборудования(АРППРКО), генеральный директор ЗАО «Дальневосточная рыбная биржа».

 Рыбная биржа. Рыбная биржа Владивосток. Владивостокская рыбная биржа. Аукционы ВБР. Рыбные аукционы. Рыба во Владивостоке. Цена на рыбу. Дешевая рыба. Купить рыбу во Владивостоке. Оптовая покупка рыбы. Оптовая продажа рыбы. Купить рыбу на аукционе. Сайт по продаже рыбы. ДВРБ. ДАРТ. Дальневосточный аукционный рыбный дом. Лелюхин Сергей Егорович. Купить консервы. Купить рыбопродукцию. Продать консервы. Продать рыбопродукцию.

Тезисы выступления

Применительно к теме парламентских слушаний хотел бы остановиться на ряде проблем, связанных с дальнейшим развитием рыбохозяйственного комплекса, которые под воздействием международных факторов, в современных условиях прибрели особую актуальность.

Первое. Введение экономических санкций против нашей страны со стороны отдельных государств и изменение курса рубля по отношению иностранным валютам, вызывает необходимость пересмотра торговой политики РФ и механизмов реализации стратегических видов сырьевых ресурсов, к числу которых относится и ВБР, на внутреннем и внешних рынках.

По мнению экспертов, существующая система реализации российских ВБР за рубеж наносит определенный экономический ущерб интересам Российской Федерации. Об этом свидетельствуют результаты проверок, проведенных аудиторами Счетной палаты Российской Федерации, которые показали, что до 40% объемов водных биоресурсов экспортируются из РФ по контрактам с лицами, зарегистрированными в офшорных зонах. Уровень цен при этом занижается по сравнению с внешнеторговыми контрактами, заключаемыми напрямую, что наносит огромный вред экономике ввиду того, что при использовании офшорных схем цены в контракте с офшорной фирмой всегда ниже, чем цены в контракте этой самой фирмы с реальным покупателем.

Не меньший ущерб экономике нашей страны наносит так называемый «ННН промысел» (незаконный, несообщаемый и нерегулируемый промысел). По данным Счетной палаты РФ, которая в марте 2012 г. оценивала масштабы незаконного промысла в Дальневосточном бассейне, ежегодный объем неучтенного экспорта ВБР (без учета недополученных налогов, сборов за пользование ими и таможенных пошлин) составляет не менее 15-30 млрд. руб.

Реализация ВБР и продуктов их переработки, в такой ситуации, через биржевые или аукционные торги обеспечила бы прозрачность и открытость процесса закупок, что повлекло бы за собой увеличение налоговых поступлений в государственную казну и редуцировало объемы ННН промысла, а также выступила бы в роли катализатора береговой переработки водных биоресурсов, т.к. обеспечила бы гарантированный доступ к сырью, без чего инвестирование такие проектов просто экономически нецелесообразно. Кстати, проведенные нами консультации с представителями зарубежных деловых кругов, свидетельствуют   о их заинтересованности в таком подходе к реализации российских ВБР. Характерно, что в настоящий момент иностранные компании приобретают российские ВБР на аукционах в Республике Корея, Японии и др. стран.

Технически мы готовы уже сейчас организовать электронную торговлю ВБР путем проведения биржевых и электронных торгов. Так, в мае 2014 года при непосредственном участии ЗАО «Дальневосточная рыбная биржа» на базе ЗАО «Биржа «Санкт-Петербург» была открыта биржевая площадка для электронной торговли водными биоресурсами и продуктами их переработки, производимыми предприятиями Дальнего Востока. Проект был поддержан Федеральным агентством по рыболовству (исх. № 1758-АП/У09 от 28.03.2014 г.). В конце планируется проведение первого аукциона в форме электронных торгов на который, помимо реального товара (минтай б\г; икра минтая мороженная, ястычная; икра лососевая зернистая замороженная), выставляется контракт на поставку кеты б\г в сентябре 2015 года.

Изучение ситуации, связанной с перспективами развития электронной торговли выловленными водными биоресурсами и продуктами их переработки, свидетельствует о целесообразности применения комплексного подхода для организации эффективной системы сбыта названной продукции в Российской Федерации, в основе которого учитывались бы факторы сезонности производства, сроки реализации и поставки товара, а также форма взаиморасчетов и сроки оплаты.

Так, например, обращение фьючерсных контрактов на поставку выловленных ВБР возможно только на биржевых торгах на срочном рынке. Реализацию готовой продукции из ВБР, производство которой не сильно зависит от сезонного фактора (рыбные консервы и т.п.) целесообразно осуществлять на биржевых торгах, но уже на товарном рынке. В тоже время сбыт мороженной рыбы, производство которой носит исключительно сезонный характер, наиболее выгодно для производителя осуществлять через аукционные торги.

По нашему мнению, создание такой системы может стать мощнейшим импульсом для развития рыбохозяйственного комплекса Российской Федерации т.к. это позволит для сотен рыбохозяйственных компаний иметь собственные (беспроцентные) средства на подготовку к путине, что особенно актуально для малых и средних предприятий, а также выступит ориентиром для расширения производства и создаст дополнительные предпосылки для модернизации предприятий за счет собственных средств.

Вместе с тем, несмотря на видимые преимущества, переход к электронной торговле ВБР и продуктами их переработки задача крайне сложная и требует консолидации усилий всех субъектов, участвующих в этом процессе, включая и органы законодательной власти РФ.

Отсутствие  на сегодняшний день установленного Правительством Российской Федерации порядка реализация уловов водных биоресурсов, добытых (выловленных) при осуществлении промышленного рыболовства, и произведенной из них рыбной и иной продукции на организованных торгах, что прямо предписано Федеральным законом от 20.12.2004 N 166-ФЗ (ред. от 28.06.2014) «О рыболовстве и сохранении водных биологических ресурсов» (ст.19 п.3.5. ФЗ), способствует появлению в сети Интернет различных интернет-площадок для торговли ВБР, которые не только не несут никаких обязательств по допуску товаров и участников к организованным торгам и тем самым создают предпосылки для мошеннических операций, но и напрямую противоречат Федеральному закону «Об организованных торгах».

Исходя из изложенного, во исполнение поручения Президента Российской̆ Федерации Владимира Владимировича Путина Пр-613 от 21.03.2013 г., в целях организации эффективной системы сбыта российских водных биологических ресурсов на внутреннем и внешнем рынках, представляется целесообразным обсудить вопрос о возможности создания межведомственной Рабочей группы по подготовке проекта Постановления Правительства РФ «О порядке реализация уловов водных биоресурсов, добытых (выловленных) при осуществлении промышленного рыболовства, и произведенной из них рыбной и иной продукции на организованных торгах», регламентирующего в частности порядок и требования проведения аукционов по реализации ВБР в форме электронных торгов и законопроектов о внесение изменений и дополнений в действующие Федеральные законы, в частности в Федеральный закон от 5 апреля 2013 г. N 44-ФЗ "О контрактной системе в сфере закупок товаров, работ, услуг для обеспечения государственных и муниципальных нужд" в  котором не установлен порядок размещения заказов на поставки биржевых товаров для государственных или муниципальных нужд на товарных биржах. В связи с этим указанный способ размещения публичных заказов в настоящее время в России применяться для закупок товаров для обеспечения государственных и муниципальных нужд не может.

Принятие названного нормативного и законодательных актов позволило бы окончательно снять вопрос «об обязательной продаже ВБР через организованные торги», волнующий рыбацкое сообщество и разрешить рыбацким компаниям напрямую через биржевые и аукционные торги поставлять государственным структурам произведенную продукцию.

Второе. Серьезным осложнением для развития интеграционных процессов в рамках ВТО явилось введение санкций со стороны США, стран ЕС и др. государств в отношении российских предприятий. Поддерживая ответные меры со стороны российского правительства, считаем возможным использовать данную ситуацию в рамках стратегии импортозамещения в интересах развития отечественного машиностроения, в частности, производства оборудования для рыбной отрасли.

По данным АРППРКО порядка 65% рынка рыбоперерабатывающего оборудования на Дальнем Востоке занимают зарубежные компании. Это при том, что отечественные предприятия, такие как ОАО «Дальрыбтехцентр», ОАО «Дальреммаш», ООО «Технологическое оборудование» могут поставлять практически всю номенклатуру изделий и оборудования для береговой переработки. Последнее из названных предприятий построило на Дальнем Востоке около 35 перерабатывающих комплексов и впервые в стране освоило технологию безотходного производства наладив получение высокачественного рыбьего жира (Омега 3) и рыбной муки из отходов лососевых пород рыб.

 

Как показывает практика, для ряда регионов ДФО существенным фактором, сдерживающим рост производства в области переработки рыбы и морепродуктов, является проблема утилизации возникающих при этом производственных отходов. На сегодняшний день, имеющееся на большинстве предприятий ДФО оборудование не позволяет обеспечить защиту окружающей среды на должном уровне, и, кроме того, производить из вторичного сырья качественные продукты для последующего использования в сельском хозяйстве, медицине и др. отраслях.

По мнению экспертов, решение данной проблемы видится в создании на территории отдельных субъектов биотехнологических кластеров по переработке отходов рыбного сырья и недоиспользуемых объектов промысла, который может состоять из нескольких отдельных предприятий, привязанных к основным центрам переработки муниципальных образований с различной производительностью и быть связанным с единым центром производства и логистики. Подобная схема позволяет максимально сохранять сырье (отходы рыбопереработки) и существенным образом увеличить качественные показатели технической продукции, производимой из вторичного сырья – муки и жира.

В этой связи, представляется целесообразным принять меры, направленные на поддержку отечественного машиностроения для рыбной отрасли, без чего невозможен ее переход на инновационный путь развития.

В качестве таких мер полагаем возможным отнести следующие:

- введение повышенных (заградительных) пошлин на готовое оборудование для пищевой промышленности, производимое на предприятиях стран, введших санкции в отношении РФ;

- обеспечение дотационной и грантовой (за счет средств государственного бюджета) поддержки на НИОКР для российских производителей оборудования для выпуска пищевой продукции из ВБР;

- создание системы дотирования (поощрительные квоты и т.д.) для рыбопереработчиков переходящих на замкнутый безотходный цикл производства;

- с учетом ограничения доступа к кредитным ресурсам европейских и американских банков, обеспечение банковских гарантий (имея ввиду отраслевой банк рыбной отрасли – Россельхозбанк») предприятиям из стран, с которыми у РФ существуют партнерские отношения, в частности КНР, ведущих строительство объектов на территории Дальнего Востока по заказу российских предприятий, но с использованием кредитных ресурсов собственных банковских учреждений. Это особенно актуально для строительства объектов инфраструктуры, в частности, холодильных складов для рыбной продукции, нехватка которых наблюдается на Дальнем Востоке.

- создание научно-технологических центров для разработки современных технологий для переработки морских гидробионтов при РАН и ДВФУ, с активным участием существующих в ДВ регионе предприятий, таких как ООО «Технологическое оборудование» и др.

 

В завершение выступления Сергей Егорович выдвинул следующие предложения:

  1. Федеральному Собранию Российской Федерации и Правительству Российской Федерации:Правительству Российской Федерации:
    1. Разработать и внести в Государственную Думу проекты федеральных законов о внесении изменений в законодательство российской Федерации в части:включения в законодательство «О контрактной системе в сфере закупок товаров, работ, услуг для обеспечения государственных и муниципальных нужд» возможности для размещения заказов на поставки биржевых товаров на товарных биржах, в части касающейся выловленных водных биоресурсов и продуктов их переработки;

21. Ввести повышенные пошлины на готовое оборудование для пищевой промышленности, производимое на предприятиях стран, введших санкции в отношении РФ.

2.2. Предусмотреть возможность обеспечения дотационной и грантовой (за счет средств государственного бюджета) поддержки на НИОКР для российских производителей оборудования для выпуска пищевой продукции из ВБР.

2.3. С учетом ограничения доступа к кредитным ресурсам европейских и американских банков, разработать систему обеспечения банковских гарантий (имея ввиду отраслевой банк рыбной отрасли – Россельхозбанк») предприятиям из стран, с которыми у РФ существуют партнерские отношения, в частности КНР, ведущих строительство объектов на территории Дальнего Востока по заказу российских предприятий, но с использованием кредитных ресурсов собственных банковских учреждений.

3. Министерству сельского хозяйства Российской Федерации и Росрыболовству совместно с заинтересованными ведомствами:

3.1. В целях отработки технологий электронной торговли ВБР и продуктами их переработки,  а также, принимая во внимание тот факт, что  в соответствии с Уставом Предприятия ФГУП «Нацрыбресурс» имеет право заниматься оптовой реализацией рыбопродукции и морепродуктов, проработать вопрос о возможности создания с участием названного Предприятия (на условиях государственно-частного партнерства) и других заинтересованных  структур  аукционной площадки по реализации ВБР в Приморском крае и включения данного проекта в качестве пилотного в Программу развития рыбохозяйственного комплекса РФ.

 

Дата публикации: 26.03.2015 Читать все новости